пятница, 19 февраля 2010 г.

Роберт Вуд, электрический ток и смертельные сосульки

Обледенелая крыша в конце зимы это всегда угроза людям. Угроза также самой крыше, особенно на старых "хрущевиках", которые легко протыкаются ломами при попытках сбить ледяные сталактиты. И вот о чем я подумал. Читал я в свое время, по наводке Рафгата Бикмуловича, книжку Вильяма Сибрука "Роберт Вуд. Современный чародей физической лаборатории". Запомнилось мне вот какое место:

"Невероятный холод, -- диктовал он, -- на всем северо-западе зимой 1899 года заморозил почву в Мэдисоне на глубину более восьми футов. Половина труб в Мэдисоне замерзла, и были опасения, что замерзнут и магистрали. На всех перекрестках горели костры, и водопроводчики рылись в земле, чтобы добраться до труб. В нашем доме трубы тоже замерзли, и мы заплатили мастеру двадцать долларов за отогревание их. Однажды утром я шел по Лэнгдон-стрит в лабораторию и увидел группу водопроводчиков, которые протаскивали в трубу резиновый шланг, прикрепленный к переносному бойлеру, пытаясь таким способом отогреть трубу паром. У них "заело" -- шланг не проходил через угол трубы. Я пошел дальше, обдумывая эту ситуацию, и мне пришло в голову, что сильный электрический ток, проходя по металлу, нагревает его, и что ток пойдет по трубе, независимо от ее углов и поворотов. Не является ли это решением вопроса -- просто соединить выходы труб в двух соседних домах с разноименными полюсами генератора? Придя в лабораторию, я сразу же отправился к профессору Джексону, шефу Отделения электротехники, и предложил ему свой план. Он возразил мне, сомневаясь, не пойдет ли ток по земле вместо труб. Но когда я указал на то, что земля промерзла, а лед является непроводником, он согласился проделать вместе со мной эксперимент. В тот же вечер электрическая компания доставила трансформатор в вагоне к Дому сенатора Вайлеса, председателя правления университета. Водопроводчики уже целую неделю рыли землю вокруг дома, пытаясь найти трехсотфутовую трубу, которая соединялась с магистралью и положение которой не было известно. Лужайка была покрыта ямами и рвами, похожими на могилы, над которыми горели костры, размягчавшие почву. Moнтep, который приехал с трансформатором, взлез на столб и спустил провода, соединенные с осветительной линией, на землю. Их присоединили к вторичной обмотке, а первичную замкнули на кран в подвале и на водоразборный кран в трехстах футах от дома. Ток проходил через большой бак с соленой водой и двумя медными электродами, которыми можно было регулировать силу его. Ток был включен, и мы ждали результатов у открытого крана в подвале. Через десять минут мы услышали бульканье, и вдруг из крана брызнула струя ржавой воды; смешанной со льдом. Семья сенатора приветствовала это извержение возгласами радости, а через несколько минут появился лакей с шампанским, и так далее.

Интересно, а нельзя ли по такому принципу отогревать кромку крыш, чтобы ледяные наросты падали сами? Пустить железную трубу по периметру крыши и греть ее электрическим током. И ломов с лопатами не надо.

P.S. Можно. "Все уже украдено до нас" :)
...

Комментариев нет:

Отправить комментарий