суббота, 11 февраля 2012 г.

ПроОрганизациюНауки - Нострадамус

Реальные путешествия - Нострадамус:
Никогда раньше не задумывался на тему, как легко было Нострадамусу предсказывать конец света, который произойдет через много сотен лет. В наши дни время так уплотнилось, что порой предсказание от катастрофы отделяют считанные недели. И вот тогда приходится испытывать двоякое неприятное чувство, мол «накаркал». Сам такое чувство недавно испытал на собственной шкуре.


В последнее время в связи с обострением конфликта вокруг ситуации в Московском Институте Теоретической и Экспериментальной Физики (ИТЭФ), пытаясь разобраться, в чем же корень зла, я говорил о катастрофическом дисбалансе затрат на дорогое оборудование (стройки, установки, железки) и унизительным отношением к тем, кто на этом оборудовании работает или, по крайней мере, его должен обслуживать. И притчу про «внс Козявкина»рассказывал, и байки про «Алкаша и рубль» травил… ничего не помогло. Не прошло и двух недель, как дорогая "железка" сгорела синим пламенем. И сгорела ни где-нибудь на Луне, а прямо под носом, в ИТЭФ. Стоимость, этой сгоревшей мегаустановки, кстати, соизмерима со стоимостью аппарата «Фобос-Грунт». Причины этих катастроф лежали на поверхности, и только слепой не мог их не разглядеть (или не хотел?).


В чем же причина того, что так легко в самом центре Москвы за одну ночь могла дотла выгореть физическая установка стоимостью в миллиарды рублей, которую сотни ученых создавали на протяжении десятка лет? Основная причина кроется в недофинансировании науки. Представьте себе, что вы едете на своем любимом автомобиле и ищите возможность заправить его бензином подешевле. Желание весьма понятное. Понятно и негодование, когда на очередной заправке вам предлагают бензин по цене 30 рублей за литр, а хочется заправиться по 3 рубля. Надо ли быть Нострадамусом, что бы предсказать, чем такая поездка закончится? Закончится она, как только закончится топливо в бензобаке вашего автомобиля. Дальше придется идти пешком, поскольку бензина по 3 рубля найти, скорее всего, не удастся.

Про цену на бензин всем понятно. Оказывается, что, как и цена на бензин, стоимость науки фиксирована и может отличаться в разных местах лишь незначительно, и если за нее недоплатить, то в результате машина науки остановится, «Фобос» упадет, а ускоритель сгорит. Так, сколько же стоит наука?

Самый простой способ узнать цену науки – это посмотреть на затраты в расчете на одного ученого в год. По причинам, рассказать о которых не позволяет короткий формат этой записи, стоимость одного ученого государству – универсальная величина, почти как константа π или стоимость топлива. Эта универсальная стоимость ученого не зависит ни от его гражданства, ни от масштабов проекта (института), в котором он работает. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.

Пример №1. Германия. Очень большой институт. Общество Макса Планка. Годовой бюджет 1.5 млрд евро, 13 000 постоянных сотрудников и 11 000 гостей. Получается 62.5 тыс евро на сотрудника в год или в переводе на наши деньги – 2.5 млн рублей.

Пример №2. Minnesota, US. Очень маленький институт. Theoretical Physics Institute (TPI).
6 профессоров, 5-6 постдоков в каждый момент времени, 3-4 аспиранта, плюс главный администратор и секретарь, плюс 2-3 визитера в каждый данный момент времени. Бюджет $2 000 000 с копейками. Делим одно на другое, переводим в рубли и получаем в год на одного человека ровно 100 тыс долларов или в переводе на наши деньги – 3 млн руб.

Пример №3. Иллинойс. Средняя по масштабу Национальная лаборатория. Fermilab. Полный бюджет лаборатории - $400М, в лаборатории порядка 4000 человек…. В результате – те же 3 млн рублей на сотрудника в год.

Примеров можно приводить до бесконечности, но конечная сумма от этого сильно изменяться не будет. Эта сумма включает в себя и расходы на зарплату и затраты на оборудование и оплату услуг вспомогательных административно-хозяйственных подразделений, т.е. полный бюджет, поделенный на полное штатное расписание во всем мире составляет около 3 млн рублей в любой валюте.

Что же происходит в России, на примере ИТЭФ. Распоряжением Правительства от 28.12.2011 в ИТЭФ установлена «максимальная численность сотрудников 1060 и бюджетные ассигнования федерального бюджета на их содержание в размере 322160 тыс. рублей в 2012 году». Как не трудно посчитать, правительство страны готово за ученых заплатить в 10 раз меньше их реальной стоимости. А с учетом того, что непропорционально большая часть этих денег идет на оплату инфраструктуры, то самим ученым почти ничего и не достается. При таком убогом положении, им уже не до ускорителей и спутников.





Реальная стоимость ИТЭФ при численности 1000 человек – 3 млрд рублей в год. В эти 3 млрд (стоимость нескольких футболистов из не самого крутого футбольного клуба) входят все расходы, включая зарплаты, оборудование, услуги, налоги и, что важно, страховка новой мегаустановки (которая по нищете положения не была заключена на момент пожара на ускорителе). Желание заплатить в 10 раз меньше будет постоянно приводить к новым катастрофам. Кстати, о катастрофах. Ситуация в ВУЗах ничуть не лучше, обучение специалистов для атомных станций за три копейки в недалеком будущем превратит страну в одно большое МЧС.

Тяжело быть в наши дни Нострадамусом…
'via Blog this'

Комментариев нет:

Отправить комментарий